Врожденная грамотность: миф или реальность?

В 90-е годы прошлого века стало модно говорить о "врождённой грамотности". Мамы тех учеников, которым никак не давалось правописание, успокаивали себя: ну, не дано... Каждый из нас в школе замечал: один не может сформулировать ни одного правила, но диктанты пишет на «отлично»! Сам! А у другого законы правописания от зубов отскакивают, а в предложениях по 7 ошибок. Да, кто-то может похвастаться знакомством с обладателем такой замечательной способности, а некоторые - и ее наличием.

Вообще же, врождённая грамотность — скорее, не способность, а навык! Достаётся он человеку с рождения или всё-таки вырабатывается с годами? Если это «талант», то почему одарённый им не может вдруг начать писать без ошибок на любом языке вообще? В чём же помогает и как может испортить жизнь врождённая грамотность?

Конечно, можно рассматривать данное умение как некий дар свыше, но более адекватным будет называть его  приобретённым, т. к. все наши способности зависят от того, как обстоит вопрос с их обнаружением в раннем детстве. Смогут ли их правильно использовать родители, да и сами дети?

Существует ряд определенных факторов влияния, способствующих развитию того, что мы называем "врожденной грамотностью". Основными из них являются: хорошая зрительная память и регулярная практика чтения.

Зрительная память

Зрительная память отвечает за хранение и извлечение ранее «заложенных» в нее визуальных знаков, текста. Обучающиеся, которые не развивают зрительную память, часто испытывают трудности с запоминанием внешнего вида слов или букв, необходимых для чтения и правописания. Исследования подтверждают: 80% всех знаний приобретаются именно благодаря зрительной памяти, и, таким образом, она является одним из важнейших аспектов обучения.

Практика чтения

Зрительную память можно и нужно развивать при помощи регулярной практики чтения, в достаточных объёмах и на максимально разную тематику. Чем чаще взгляд встречается с "правильно написанным" текстом, тем стабильнее и качественнее обучающийся усваивает верный вариант написания. Тем больше шансов, что у него постепенно сформируется орфографическая зоркость. Вот вам вывод: чем раньше ребенок начинает читать, тем больше он имеет шансов приобрести "врождённую" грамотность.

 

Когда врождённой грамотности недостаточно

Хочется взять и подарить

Как и все на свете, наличие сформированного навыка «врожденной грамотности» не гарантирует стопроцентное написание любого текста без ошибок. Как правило, в этом нет особой  проблемы: ведь всегда можно перефразировать любую мысль короче или проще. Но существуют ситуации, когда цена одной грамматической ошибки становится слишком высокой. Речь идет об экзаменах, прохождении тестов, составлении юридических документов и т. д.

Чтобы поступить в ВУЗ, в частности, на специальность с лингвистическим уклоном, обязательно нужно назубок  знать всю программу по русскому языку. Подготовку можно вести самостоятельно и без помощи репетитора, если у старшеклассника есть такое стремление и в достаточной степени сформирована способность к самодисциплине. Но лучше все же обратиться к специалисту, который научит будущего студента, как сохранить силы и время для новых, еще более прекрасных свершений.